Изучение рынка: как и зачем составляется Customer Journey Map
Знание и понимание своих клиентов - это ключ к успеху любого бизнеса, будь он маленьким или крупным. Данные о покупателях помогают улучшить продукцию и увеличить продажи. Однако необходимо обладать более подробной информацией о своей аудитории, включая "портрет потребителя". Это собирательный образ потенциального клиента, который включает в себя такие данные, как пол, возраст, уровень дохода, место жительства, семейное положение и увлечения.
Однако, в эпоху цифровых технологий, наряду с портретом потенциального клиента, также стало важным знать путь, который он проходит, прежде чем принять решение о покупке продукта. Критический момент – это период времени от первого знакомства потребителя с продуктом до совершения им покупки. Именно в этот период можно влиять на его решение, а затем создать у него привычку к вашей продукции.
Для того чтобы более полно описать этот процесс, эксперты используют технологию Customer Journey Map – «путь потребителя». При помощи этой технологии вы сможете узнать, откуда потребитель узнал о вашем продукте, каковы его сомнения перед покупкой, какой процесс принятия решения он проходит и какие источники информации изучает.
Именно эта информация может стать ключом к пониманию вашей аудитории и развитию более эффективной стратегии продаж.
Зачем нужно изучение потребителей
Как правило, цель изучения потребителей заключается в увеличении объема продаж и прибыли предприятия. Однако, чтобы добиться этого, необходимо учитывать ряд важных аспектов. Изучение потребителей рынка поможет:
- Изучить процесс поиска потребителем товара или услуги. Успешное развитие бизнеса зависит не только от прибыли, но и от вложений. Для продвижения офлайн-торговли достаточно было красивых вывесок, сарафанного радио и объявлений в газетах, однако с появлением множества онлайн-каналов ситуация изменилась. Изучение рынка спроса помогает распределить бюджет на рекламу более эффективно. Изучение потребителей может выявить изменения в пути покупателей и привести к увеличению прибыли.
- Понять процесс принятия решений о покупке. Изучение потребителей может помочь определить, сколько времени клиент сомневался, по каким критериям выбирал, сравнивал ли товары и услуги компании с предложениями конкурентов, ждал ли специальных предложений и какие источники информации использовал. Это позволяет максимально точно удовлетворить потребности клиентов.
- Определить мотивацию и причины отказа от покупок. Потребители имеют разные вкусы, поэтому продукт не может понравиться всем без исключения. Изучение отношения клиентов может помочь выявить сильные и слабые стороны продукта или услуги. Мотивация покупателя показывает сильные стороны, но непрофессиональные консультанты или не работающий сайт могут привести к негативным результатам. Изучение потребителей поможет улучшить качество продукта и своевременно исправлять недостатки.
- Узнать потребности клиентов. Изучение запросов потребителей поможет понять, что востребовано, а что нет. Часто обращают внимание не только на прямые потребности, но также на «заменители» и смежные товары и услуги. Например, исследования детского питания включают в себя изучение альтернативных вариантов и смежных покупок.
В итоге, изучение потребителей позволяет разработать стратегию взаимодействия с ними на каждом этапе поиска и принятия решений о покупке, учитывая портрет целевой аудитории и ее отдельные сегменты. Данные результаты могут существенно увеличить доходы компании.
Инструменты изучения спроса: как определить целевую аудиторию
Для успешного продвижения продукта или услуги на рынке необходимо точно определить свою целевую аудиторию. Для этого можно использовать как количественные, так и качественные методы исследования.
Количественный метод включает опросы, проводимые через различные каналы: по телефону, онлайн или в личной беседе. Телефонный опрос имеет самый высокий процент ответов, но его минус в том, что люди не всегда готовы заполнять длинные анкеты. Онлайн-опросы становятся все более популярными, а личные опросы обычно имеют более высокую стоимость в связи с необходимостью присутствия интервьюера.
К качественным методам исследования относятся глубинные интервью и фокус-группы. Глубинные интервью позволяют выявить скрытую информацию о клиенте и его мотивации, которую невозможно получить при анкетировании. Фокус-группы используются для тестирования рекламных концепций или органолептического тестирования.
После комбинирования методов исследования формируется Customer Journey Map, которая позволяет визуализировать перечень потребностей клиента, его поиск решений, выбор подходящих вариантов, приобретение товара или услуги и обратная связь.
Хотя теоретически самостоятельное создание Customer Journey Map возможно, на это уйдет много времени в ущерб основной работе. Кроме того, самостоятельное исследование может быть неточным из-за подводных камней, незнакомых новичкам. Лучше доверить составление портрета целевой аудитории профессионалам.
Фото: freepik.com