Обеспечение непрерывности бизнес-процессов и управление кризисными ситуациями
В XXI веке информационные технологии играют огромную роль в бизнесе. Они стали мощным двигателем экономики, но в то же время и источником рисков. Для обеспечения непрерывности бизнес-процессов крайне важна бесперебойная работа ИТ-сервисов. Отказ этих сервисов может привести к простоям и финансовым потерям, а в худшем случае - катастрофическим последствиям. Наш материал расскажет о средствах, которые обеспечивают информационную безопасность и непрерывность бизнеса.
Современный бизнес, основанный на использовании информационных технологий, нуждается в надежной системе кризис-менеджмента, которая бы обеспечивала бесперебойность процессов. Это становится особенно актуально для кредитно-финансовых, телекоммуникационных и высокотехнологичных компаний, а также предприятий непрерывного производственного цикла, включая атомные электростанции. Однако, готовность к возможным кризисным ситуациям не менее важна и для ритейл-сетей, электронной коммерции и государственных учреждений.
В некоторых отраслях существуют специальные регуляторные акты, которые имеют отношение к обеспечению непрерывности бизнеса и должны соблюдаться для получения соответствующей лицензии. Высокая степень риска, связанная с сбоем в работе ИТ-сервисов, может привести к большим материальным потерям для банков, которые не могут позволить себе непродолжительный перерыв в работе. Авария на предприятии ТЭК или авиакомпании может повлечь за собой не только финансовые потери, но и потерю человеческих жизней.
Причины возникновения бизнес-рисков могут быть различными, например, природные бедствия, аварии в энергосистемах или киберпреступления. В связи с этим, важность обеспечения информационной безопасности общеизвестна.
Компания DEAC провела опрос в 2019 году, который продемонстрировал, что наиболее восприимчивыми к рискам непрерывности бизнеса являются финансовая и информационная сферы. Значительная часть опрошенных не может продолжать работу более одного часа в случае недоступности ИТ-систем, что подчеркивает важность обеспечения непрерывности бизнес-процессов.
Существуют инструменты кризис-менеджмента, которые обеспечивают безопасность бизнеса в целом. Это BCM (Business Continuity Management), BCP (Business Continuity Planning) и DRP (Disaster Recovery Planning). Они наследуют методологию ИБ и имеют основные принципы: анализ рисков, контроль и управление инцидентами, стратегическое и тактическое планирование непрерывности информационно-коммуникационных технологий.
BCM (BCP & DRP) являются неотъемлемой частью системы ИБ и обеспечивают не только непрерывность бизнеса, но и безопасность в целом. Управление ИБ является основой BCM, и их требования учитываются при выборе дата-центра для хранения информации, а также при внедрении стандартов, включая ISO/IEC 27001 и ISO 22301:2012.
Важно отметить, что BCM постепенно охватила практически все аспекты деловой активности и превратилась в целостную структуру взглядов на методы обеспечения непрерывности бизнеса. Она стала устойчивостью организации к всевозможным сбоям, разрушениям и потерям, в первую очередь финансовым.
Управление непрерывностью бизнеса (BCM) — важный инструмент, позволяющий организациям оставаться оперативными в условиях любых незапланированных инцидентов, таких как сбои оборудования, технологические аварии, кибератаки, экологические катастрофы и прочее. В рамках BCM можно выделить несколько основных видов управления, каждый из которых направлен на устранение конкретных последствий инцидентов.
Первый уровень — управление инцидентами (Incident management, IM). Оно ориентировано на работу с отдельными происшествиями, которые не приводят к большим потерям для компании. В рамках IM решаются задачи, связанные с сохранением, доступностью и целостностью информации, а также отказоустойчивостью оборудования.
Второй уровень — управление непрерывностью бизнеса и аварийным восстановлением (Business continuity & disaster recovery management). Этот уровень направлен на предотвращение инцидентов, которые могут серьезно нарушить работу организации и привести к приостановке важнейших процессов. Возможные последствия таких инцидентов могут быть крайне серьезными, вплоть до банкротства. Как показывают исследования, ежегодные потери от простоев приложений в мире превышают 20 млн долларов, а в России — 19,8 млн долларов.
Третий уровень — управление чрезвычайными ситуациями (Crisis & emergency management). Он направлен на предотвращение катастрофических последствий опасных ситуаций, связанных с экологическими катастрофами, гуманитарными кризисами, инфраструктурными разрушениями и другими крайне редкими, но крайне опасными инцидентами. Надежность управления непрерывностью деятельности важна для отраслей, таких как топливная и энергетическая промышленности.
Получение значительных убытков от инцидентов вполне возможно, как показывают реальные примеры. В том числе, 12 мая 2017 года весь мир был атакован вирусом-вымогателем WannaCry, который привел к множеству сбоев и нанес огромный экономический ущерб многим компаниям, включая больницы и правительственные учреждения. Статистика говорит о том, что корпорации, успешно восстановившие деятельность после инцидента, через год получают дополнительный доход, сверх нормы, в размере 10%, в то время как компании без внедренной BCM понимают убытки в подобном размере. Управление непрерывностью бизнеса — важный залог сохранности вложенных владельцами и акционерами средств.
Внедрение системы управления непрерывностью бизнеса (BCM) начинается со стратегических этапов, связанных с планированием и определением целей. При этом используются средства риск-менеджмента (Risk Management, RM), что позволяет оценить и управлять возможными рисками на предстоящих этапах.
Внедрение системы BCM - это комплексный подход, который включает в себя освоение технических и программных средств, регламентацию действий, распределение ответственности, а также обучение персонала. Однако, самостоятельное внедрение системы BCM может быть проблематично для компании. Поэтому, наиболее эффективным решением является обращение к ИТ-экспертам, которые грамотно разработают план мероприятий и помогут воплотить проект системы в жизнь.
В итоге, внедрение BCM позволяет компаниям минимизировать риски и сохранять непрерывность бизнеса в условиях кризиса или аварийных ситуациях. Кроме того, использование BCM способствует повышению эффективности работы компании в целом.
Анализ и управление рисками
Каждая компания сталкивается со своими уникальными рисками, в зависимости от сферы деятельности и масштабов бизнес-процессов. Например, сбой в системе учета пациентов в медицинском учреждении не критичен, в то время как неполадки в работе высокотехнологичного реанимационного оборудования могут стать серьезной проблемой. Авария в приложении для автоматизации совместной деятельности рабочих групп телекоммуникационной компании, скорее всего, не приведет к кризису, но сбой в системе биллинга наверняка вызовет серьезные финансовые потери. В связи с этим, важно проводить анализ бизнес-процессов, чтобы выявить точки критичности и ранжировать их по степени влияния на непрерывность деловой активности компании.
Анализ рисков позволяет выделить две группы: зависимые от ИТ (ИКТ) и независимые. После выделения и градации бизнес-процессов по важности, необходимо выделить группу ИТ-зависимых процессов и провести оценку их влияния на бизнес. Для этого следует проверить работу технических и организационных механизмов, направленных на предотвращение прерываний процессов, выделить и оценить уязвимые места и угрозы. В результате можно сформировать группы рисков, связанных с ИТ, и разделить их по степени важности.
Оценка воздействия на бизнес базируется на карте ключевых бизнес-процессов с указанием нарушений, которые могут привести к убыткам. Затем строится модель, отображающая связь между нарушениями и категориями возможных потерь, которые могут быть количественно и качественно оценены. К группам потерь могут относиться общественное мнение, рыночная стоимость, уровень операционных расходов, возврат на инвестиции, штрафные санкции из-за нарушения контрактных обязательств и т.д.
Важной задачей аналитиков является получение достоверной информации о бизнесе организации, особенно в финансовой сфере, чтобы определить текущее состояние ИТ-комплекса и его планы на будущее.
Анализ информационных сервисов, связанных с бизнес-процессами и информационными потоками, также немаловажен. Оценка допотопного риска поможет составить полную картину бизнеса, показывая уровень критичности всех бизнес-процессов в целом, а также выявляя нарушения их функционирования и соотношение величины потерь.
Для решения всех описанных задач производится аудит, который проводятся аналитиками перед началом сотрудничества. В процессе такой всесторонней оценки выявляются слабые места в системе информационной безопасности клиента, а также становятся понятны способы укрепления уязвимых точек.
Расчет экономического эффекта, то есть стоимости простоя бизнес-процессов, предполагает наличие справедливых допущений о вероятности наступления различных инцидентов в рассматриваемый период. Это позволяет выбрать наиболее приемлемую стратегию для организации.
Для успешного функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций важно определиться с несколькими параметрами, которые позволят быстро и эффективно восстановить работу компании. Эту задачу должны решить собственники и руководство компании совместно с аналитиками. Специалисты рекомендуют установить так называемые тайм-ауты и производительную мощность для отдельных бизнес-процессов.
Один из параметров, который необходимо установить - это допустимое время восстановления (Recovery Time Objective, RTO). RTO представляет собой интервал времени, в течение которого должна быть восстановлена работоспособность системы после возникновения чрезвычайной ситуации. Важно учитывать, что RTO может быть сведен практически к секундам, однако иногда его установка не является экономически оправданной из-за дороговизны системы восстановления.
Еще одним параметром, который нужно установить, является целевая точка восстановления (Recovery Point Objective, RPO). RPO определяет временной диапазон перед наступлением ЧС, за который все данные могут быть утрачены. На сегодняшний день RPO может быть сведен к нулю благодаря частоте и технологии резервного копирования информации.
Наконец, третий параметр - это уровень непрерывности бизнеса (Level of Business Continuity, LBC) или допустимый уровень производительности (доли нагрузки) в чрезвычайных ситуациях в процентах от режима штатной работы. Он позволяет оценить потери в случае возникновения аварийных ситуаций и понимать, какие меры необходимо предпринимать для быстрого восстановления бизнес-процессов.
Таким образом, совместное определение этих параметров поможет компании успешно справиться с любыми возникшими трудностями и обеспечить бесперебойную работу в условиях чрезвычайных ситуаций.
Планирование непрерывности бизнеса является процессом, который предусматривает тщательное определение стратегии для обеспечения безопасности сотрудников, доступности критически важной информации, свободного общения с партнерами, клиентами, поставщиками и подрядчиками. Для каждого направления в рамках стратегии вырабатывается подстратегия, которая должна указать на путь к быстрому восстановлению бизнес-процессов в соответствии с предварительно определенными параметрами рисков.
Этот процесс включает следующие стадии: реагирование на событие, продолжение выполнения критичных для бизнеса процессов в условиях ЧС и восстановление штатной работы. В каждом из направлений стратегии BCM определяются организационные и технические решения: разрабатываются политики для поддержания непрерывности бизнеса, формализуются приоритетные цели и задачи, процедуры реагирования и области распространения системы BCM, определяются кадровые потребности и степень вовлеченности персонала в реализацию программы внедрения (проекта) BCM.
Для создания технической и организационной систем BCM все чаще используются облачные услуги. Одно из решений, называемое DRaaS (Disaster-Recovery-as-a-Service), предоставляет возможность аварийного восстановления данных в облачных средах корпоративного уровня, благодаря чему удается снизить расходы на обеспечение безопасности и поддерживать ее на уровне принятых в индустрии стандартов.
Существует несколько вариантов резервного копирования ИТ-инфраструктуры или ее элементов. Например, в малом бизнесе, где непрерывность не критична, могут использоваться резервные копии, создаваемые по расписанию. Однако такая схема не обеспечивает комплексной защиты.
В более крупных организациях используются более серьезные технологии. Например, можно полностью скопировать инфраструктуру в облако с последующим переносом изменений в непрерывном режиме. Информация извлекается и восстанавливается за несколько минут. Для крупных финансовых и ИТ-компаний, госсектора и любых других организаций, где каждая минута простоя критична, предусмотрено запуск резервной облачной инфраструктуры, полностью идентичной основной. Обновления в них происходят одновременно, и восстановление возможно за несколько секунд.
Строительство отказоустойчивых ЦОДов становится все более актуальным для бизнеса, и это может быть необходимо как для создания новых, так и для оптимизации уже существующих центров обработки данных. Этого можно достичь путем проведения комплекса мероприятий, включающих в себя строительство специализированных зданий, а также инженерных, телекоммуникационных и ИТ-инфраструктур, их автоматизацию и сервисное обслуживание.
Существует также возможность создания мобильного ЦОДа. Однако, для более простого решения данной задачи, компании могут доверить организацию ИТ-инфраструктуры опытному провайдеру.
Развитие бизнеса обычно сопровождается увеличением вычислительных мощностей и усложнением ИТ-систем, что может привести к риску нарушения непрерывности деловой активности. Именно поэтому компаниям необходим план восстановления системы после инцидента (DRP), который является частью большего плана обеспечения непрерывности бизнеса (BCP). Данный план призван обеспечить максимально быстрое восстановление работоспособности ИТ-систем, поддерживающих как критичные бизнес-процессы, так и обычные операции. BCP, в свою очередь, должен предусматривать восстановление бизнес-процессов в целом.
Для обеспечения нормального функционирования системы необходима формирование программы сопровождения и эксплуатации систем BCM, включающую меры по периодической проверке системы, а также реагированию обслуживающего персонала на возникновение инцидентов.
Наконец, встраивание процессов в корпоративную культуру играет важную роль на пути к успешному планированию восстановления после происшествий. Для этого необходимо разработать меры и осведомить персонал о мерах, принимаемых в случае возникновения угроз, а также о мерах по устранению последствий внештатной ситуации. Компетентный персонал является ключевым фактором успеха на этом этапе.
Система ВСМ (вычислительная система мониторинга) станет настоящей отправной точкой для уверенной работы предприятия в экстренных ситуациях и поможет избежать убытков. Об этом свидетельствует ряд факторов, включающих:
- Готовность организации продолжать работу в случае возникновения аварий в ИТ-системах. Благодаря ВСМ, компания будет способна быстро реагировать на непредвиденные ситуации и минимизировать их воздействие на процессы бизнеса.
- Расчет вероятности простоя информационных систем в случае внештатной ситуации и возможных убытков. Система ВСМ помогает наиболее точно оценить риски и внести в необходимые изменения, предотвращающие потери при аварийных ситуациях.
- Прохождение аудита и соответствие требованиям регулирующих органов. Введение ВСМ поможет компании выполнять стандарты и требования по безопасности данных и информационных систем.
Хотя само внедрение вычислительной системы мониторинга может оказаться непростой задачей для компании, эффективность использования ВСМ не вызывает сомнений. Финансовые, кадровые и временные ресурсы для этого необходимы, однако, применение ВСМ может помочь компании значительно экономить ресурсы в будущем.
Фото: freepik.com