"Явися Божия Слова пророк, проповедник вкупе и Предтеча..."
Мы празднуем Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), потому что именно он стал вершиной Ветхого Завета, подготавливая Новый Завет.
Автор: протоиерей Борис Балашов
Мы празднуем Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи), потому что именно он стал вершиной Ветхого Завета, подготавливая Новый Завет. Предтеча – значит предшественник: как маленький ледокол прокладывает дорогу для большого корабля, так и Иоанн своей проповедью готовил людей к приходу Спасителя. Это и было призванием Предтечи.
Обратимся к богослужебным текстам – тропарю и кондаку сегодняшнего дня. В тропаре говорится: Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся сла́вным и честны́м твои́м рождество́м, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется .
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва – Иоанн стал величайшим и последним пророком Ветхого Завета, прокладывавшим путь Христу к сердцам людей. Главным в его проповеди был призыв к покаянию, потому что без покаяния, без осознания своих грехов, борьбы с ними не может быть никакого христианства.
Конечно, величие Иоанна Крестителя вызывает у нас удивление. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Он в минимуме явил максимум, а мы в максимуме являем минимум». Ветхий Завет, по сравнению с Новым Заветом, – это очень немного, но Иоанн, пользуясь им, явил удивительную святость. Нам же дано гораздо больше – и истина открыта, и Сам Христос для нас доступен в Евангелии, молитве, Причащении, и благодать Божья нам открыта, но что являем мы? Несравнимо...
И поэтому досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя , то есть «достойно восхвалить тебя не можем мы». Но, почему же мы с такой любовью чтим Иоанна Предтечу? Не только потому, что он прокладывал путь Христу в сердца людей две тысячи лет назад, а потому, что и сейчас он помогает нам совершать покаяние и очищать свою душу, чтобы Христу было, куда войти.
Непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся сла́вным и честны́м твои́м рождество́м . Елисавета, ставшая матерью Иоанна, была бесплодна. Они с мужем прожили в супружестве долгую жизнь, прежде чем Господь благословил рождение первенца, и тогда неплодство Елисаветы, вопреки всем законам природы, разрешилось. Отец Иоанна, Захария, стал немым, когда усомнился в том, что ангел возвещает ему истину о скором рождении сына. Но когда Елисавета родила и он написал «Иоанн имя ему», немота прошла.
Честны́м твои́м рождество́м, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется . То есть Иоанн Креститель пришел для того, чтобы возвестить пришествие Христа: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).
В кондаке Рождеству Иоанна Предтечи читаем: Пре́жде непло́ды, днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча .
Часто в церковных песнопениях звучит слово «днесь». Днесь – это сегодня, сейчас. И хотя упоминаемые события исторически произошли давно, мы соприкасаемся с ними, участвуем в них духовно. Церковь имеет два измерения: горизонтальное (во времени и пространстве) и вертикальное (в вечности). Здесь мы встречаемся с вечностью, поэтому евангельские события для нас являются сегодняшней реальностью.
И той есть исполне́ние вся́каго проро́чества . Иоанн – исполнение , то есть полнота всякого пророчества. Во-первых, он исполнил все пророчества Ветхого Завета, которые были о нём, а во-вторых, он завершает их, то есть выполняет служение, данное ему Богом.
Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в – крестя Иисуса Христа в водах реки Иордан, Иоанн возлагает руки на Того, о Ком проповедовали пророки.
Яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник вку́пе и Предте́ча . Греческий термин «Логос» Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык как «Слово», но этот термин используется здесь не в привычном для нас понимании, а обозначает Имя Божьего Сына, Который являет нам Божью премудрость, Божью мысль, Божьи дела. То есть Иоанн Креститель – пророк, проповедник о Сыне Божием и вместе с тем Его предшественник.
Интересен евангельский эпизод, когда отец Иоанна Крестителя стал говорить, потому что, когда христиане приобщаются к вере не формально, тогда и уста их способны говорить Богу нужные вещи в молитве, и плоды жизни, плоды любви они приносят Богу, как неплодная Елисавета. Это для нас очень значимо, но надо помнить, что путь ко Христу лежит через переосмысление своей жизни, своих поступков, своих действий, через их исправление, через покаяние, о чём напоминает нам сегодняшний праздник! Аминь.
Последние новости
Экономическое развитие города: вызовы и возможности
Как местная экономика адаптируется к современным условиям.
Московское УФАС рассмотрело дело о включении компании в РНП
Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области представило информацию о компании РУНЕТСОФТ.
Депутат Мособлдумы обсуждает важные вопросы с секретарем
Сергей Керселян инициировал встречи для решения актуальных проблем региона.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку