Ощутим радость новой встречи!
Мы стоим на пороге двух любимых праздников – Нового года и Рождества Христова.
Мы стоим на пороге двух любимых праздников – Нового года и Рождества Христова. Конечно, они несопоставимы по своей значимости и величию: Новый год – это всего лишь начало условного отрезка времени, придуманного людьми, а Рождество Христово – поворотный момент в истории всего человечества. Но ничто и никто не помешают отметить эти два праздника с радостью, с ощущением новой встречи и времени, и с Самим Богом.
О предстоящих праздниках мы беседуем с благочинным Видновского церковного округа иеромонахом Софронием (Горохольским).
Зачем отрицать праздники?
- Новогодняя ночь для многих людей – время безудержного веселья, широкого застолья. Надо ли православному христианину занимать строгую позицию отрицания новогоднего праздника, в крайнем случае, равнодушного к нему отношения? Как совместить проходящий сейчас Рождественский пост со встречей Нового года?
- Зачем вообще любому человеку отрицать праздники? Само слово «праздник» образовано от славянского слова «праздный», то есть день, не занятый делами. Кто же захочет упустить повод побыть свободным от трудовых забот? В Церкви, например, новый год отмечается 1 сентября по старому стилю (14 — по-новому), и с этого дня начинается повторение всех праздников годового богослужебного круга. К слову сказать, до реформ Петра I в России мирской новый год также отмечали в этот день. В Греции новый год - 14 января, а юго-восточные страны встречают его каждый год переходящей датой, в день, выпадающий с 21 января по 20 февраля по лунному календарю. В Средней Азии по персидскому календарю новолетие празднуют 22 марта. На 16 июля этот рубикон приходится в некоторых областях Мексики, а 30 августа в Нигере и Джибути, по александрийскому летоисчислению, древнеегипетский новый год.
В общем, ничего плохого в этой традиции нет, и для здравомыслящего православного христианина проблем, связанных с этим днем, не бывает, разве что действующие в каждом греховные страсти, портящие жизнь и себе, и окружающим. Что препятствует встретить новый год постной едой? Нередко бывает, что и церковные торжества выпадают на постные дни. А что же делать тогда многим вегетарианцам? Им это не мешает радоваться жизни.
Кроме того, любое время своей жизни человек, если захочет, сделает «праздником» и проведет его объевшись, упившись, поругавшись со всеми. А ведь безудержное веселье и широкое застолье вредны сами по себе для здоровья вообще всем людям.
Событие вселенского масштаба
- Впереди у нас - великий праздник Рождества Христова. В чем истинный смысл и важность этого торжества?
- Рождество Христово нужно понимать так, как понимали его в первые века христианства. И тогда мы не ошибемся. Во втором веке святитель Ириней Лионский сказал знаменательные слова: «Бог соделался человеком, дабы человек стал богом». И в этом главный смысл Рождества Христова. Бог пришел в мир, чтобы изменить грешную человеческую природу, чтобы показать истинный путь к Богу. Чтобы человек понял, что путь к Богу — это любовь к Нему и к ближним… Даже если ради нее придется идти на смерть во всех ее смыслах. Ни больше ни меньше. И мы видим в истории Церкви множество людей, которые смогли воспринять этот бесценный дар Бога человечеству. Церковь именует их святыми.
Но и это еще не всё. Не только человечество получило во Христе исцеление, соединившись в Нем с Богом. Весь материальный мир, весь огромный космос, каждый атом вещества обретает после Рождества Христова новый смысл, новую перспективу.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в связи с этим писал: «Совершилось Боговоплощение, открылась тайна Богочеловечества. Люди мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько привыкли к этим словам, что не придаем большого значения этому всеспасительному событию. Но стоит только на один миг представить себе прекращение действия закона всемирного тяготения, и мы ясно увидим перед собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно сказать и о тайне боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового».
Давайте, размышляя об этом событии вселенского масштаба, попытаемся понять, что своим рождеством Бог облекается в человеческую плоть, в которой содержится всё существующее, всё, что есть в этом тварном мире. Он воспринимает всё вещество этого мира, и это вещество не только Его собственного исторического тела, но всего мира таинственно, невообразимо, личным образом соединяется с Самим Богом. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории, но и его существа, и мир присутствует в Боге.
Именно это чудо, эту милость, это таинство дара вечной жизни православные христиане воспевают в великий день Христова Рождества.
- Как настроить себя на более внимательное переживание великого праздника?
- Это очень легко. Прочтите Евангельский отрывок о рождении Спасителя, а также размышления святых отцов об этом удивительном событии.
Колядки – народный обычай
- Есть разные традиции празднования Рождества Христова. Среди них – колядование. Как церковь относится к ней?
- Точный смысл слова «коляда» неизвестен. Но его сближают с латинским «calendae» от «caleо» – быть горячим, гореть, накаляться. Отсюда «календы» – такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первое число каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников (Врумалии – с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии – 17–23 декабря; Воты – с 23 декабря, переходившие в календы) и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, особенно в ночь на новый год, целые толпы мимов, аргиров и т.п. народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых приветствовали с новым годом и выражали пожелания счастья, долгоденствия, будущего урожая.
Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, а в церковных песнях выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени (IV-ХII вв.): наряду с упоминанием календ и нового года в них встречаются образы и символы, относящиеся к событиям Рождества и Крещения, христианские имена и т.д. Так, песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные. Поэтому колядки всегда были и считаются лишь народным обычаем.
В современной церковной культуре, конечно, не существует колядок в первоначальном виде. Происходит посещение родных, нуждающихся, знакомых с пением церковных песнопений и духовных стихов. А вместо ряженых ходит ребенок в костюме ангела с рождественской восьмиконечной звездой и другие дети из воскресных школ в сопровождении взрослых.
Кто боится високосного года?
- Согласно григорианскому календарю, грядущий год – високосный, то есть в феврале будет 29 дней. В народе сложилось мнение, что в високосный год происходят всякие беды, и его многие боятся. Что Вы скажете по этому поводу?
- Слово «високосный» – искаженное латинское словосочетание: bis (дважды) sextilis, т. е. дважды шестой. Так был назван первоначально 46 год до Р.Х., потому что Юлий Цезарь велел прибавить после 6 марта еще один день – второе шестое число. Название закрепилось, хотя в юлианском календаре лишний год прибавляется раз в четыре года после 28 февраля. Високосный год определяется делением двух последних цифр, составляющих годовое число, на четыре: если деление будет без остатка, то год – високосный. Как видим, понятие високосный год является чисто календарным.
Поэтому люди, которые считают високосный год неудачным для каких-либо дел, начинаний и прочее, впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам и явлениям приписывается сверхъестественное значение. Суеверия рождаются от неверия и маловерия.
Может, все же не будем в очередной раз веселить лукавого? Еще святитель Иоанн Златоуст писал: «Диавол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням».
Любое время благословлено Богом, и наполнять его негативом и позитивом можем только мы. Здесь прямо пропорциональная зависимость: чем меньше греха, тем больше благословений».
«Поручаю себя и вас милости Божией»
- Что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии Нового года и Рождества Христова?
- Дорогие мои! Мир вам и благоволение Божие. Не унывайте в скорбях и искушениях, а утешайте себя надеждою на всегдашнюю помощь благодати Божией. Радуйтесь, терпя трудности, друг за друга молитесь от сердца с любовью и снисхождением. Поручаю себя и вас милости Божией. Стойте в вере, будьте мужественны, тверды. С нами Бог!
Последние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают ряд проектов для повышения качества жизни.
Рекомендации врача по здоровью
Эксперты подчеркивают важность регулярных медицинских осмотров.
Форум НКО Московской области: от регистрации до грантов
Обсуждение ключевых вопросов поддержки некоммерческих организаций прошло в Павловом Посаде.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований