QR-коды против буллинга с позиций возрастной психологии
Автор: Алена Юрченко Красная неядерная кнопка QR -коды против буллинга с позиций возрастной психологии система быстрого реагирования на травлю в четырех школах Подмосковья.
Автор: Алена Юрченко
Красная неядерная кнопка
QR -коды против буллинга с позиций возрастной психологии
система быстрого реагирования на травлю в четырех школах Подмосковья. Нововведение вызвало оживленную дискуссию в среде психологов.
— Чаще всего травле подвергаются дети, у которых уже есть проблемы в общении со сверстниками, с родственниками, либо дети, обладающие заболеваниями психосоматического профиля, подверженные особым эмоциональным состояниям. Многое зависит от педагогического коллектива и его компетентности, умения сплачивать детские коллективы, выявлять проблемных детей, устанавливать взаимодоверительные, уважительные отношения, — отмечает Елена Жатько, кандидат психологических наук, практикующий психолог, специалист в области травматерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, супервизор и Хакоми-практик . – Но бывают и ситуации, в которых сложно достаточно проследить за детьми, за их состоянием. На них накладывает межкультурная, межэтническая проблема: в результате очень часто бывает так, что дети достаточно скрытно ведут себя по отношению к факту буллинга.
Иногда, подчеркивает эксперт, даже объективные, очевидные вещи, связанные со с травлей детей, физического, психоэмоционального насилия в ученическом коллективе, ускользают от внимания взрослых людей — педагогов, родителей. Поэтому, считает Елена Жатько, введение в такого QR-кода, с помощью которого каждый ребенок, подошедший к стенду, может зайти на специализированный сайт, посмотреть информацию, оставить там заявку на консультацию специалиста, иногда — необходимая вещь. В современных условиях это даст возможность ребенку выразить открыто, что с ним происходит.
— У меня, конечно же, есть опыт работы с такими детьми, — продолжает Елена Владимировна. — И я понимаю, что бывает иногда нужно, чтобы ребенок заранее, до того, как дойдет до отчаяния, мог получить исчерпывающую, качественную, объективную информацию. психологическую поддержку, без риска и без страха того, что эта информация будет каким-то образом настраивать других детей против него. К сожалению, в истории нашей страны, даже в Москве и Подмосковье были такие ситуации, когда не очень грамотные психологи вредили ученикам. QR -коды сильно упрощают для детей алгоритм обращения к специалистам за помощью.
Дмитрий Сергеевич Фадеев, магистр когнитивной психологии, практикующий психолог, коуч, консультант, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета (РосНОУ) делится историями из частной практики: к нему очень часто обращались жертвы буллинга в прошлом. Психолог работал с ретроспективным взглядом клиентов на то, что было тогда, и знакомился с историями, почему пострадавшие очень долго молчали о своём положении.
— Опасения не найти поддержки останавливали жертв буллинга от обращения за помощью. Многие в детстве не верили, что их могут защитить, не верили что их жизнь и их проблемы важны кому-то из взрослых, они боялись что их ситуация станет общеизвестной и тогда внимание к ним возрастет многократно, а переносить чужое повышенное внимание таким людям тяжело, — акцентирует Фадеев. – Поэтому и перед сотрудниками школы встаёт очень непростая задача — обратить внимание на тех, кто всеми силами избегает этого внимания .
Идея о создании системы быстрого и деликатного реагирования на травлю детей, с точки зрения специалиста — прекрасная находка. Дмитрий Фадеев предполагает, что в ее основу лег опыт некоторых общественных заведений Сиднея, столицы Австралии. По интернету «гуляла» информация о том, что с целью защиты девушек от неприятных и опасных свиданий (когда, например, пришел совсем другой мужчина), в ресторанах был принят словесный код — «ангельский шот». Информация о нем была размещена в женских туалетах. Как только девушка заказывала себе «ангельский шот», официант или бармен немедленно вызывали такси и помогали даме безопасно покинуть свидание.
— Как специалист, отработавший семь лет в сфере школьного образования, я считаю воплощение подобной идеи блестящей и позволю себе немного комментариев в поддержку, — резюмирует Дмитрий Сергеевич . — Однозначно стоит размещать QR -коды в укромных местах, где ученик может навести камеру своего телефона на QR -код, не рискуя быть замеченным. Обязательно нужно раскрыть для самих детей суть этого быстрого реагирования — кто, какими средствами, как их будет защищать. Ощущение безопасности обращения за помощью повысит лояльность детей и подростков к такой службе.
Поскольку речь идёт о быстром реагировании, уверен Фадеев, было бы здорово если б нашлись возможности реагировать максимально оперативно, ведь известно, что конфликт делает критическим именно его затягивание. Пока взрослые решают, согласуют, советуются, ждут, когда освободятся лица принимающие решения, ситуация не стоит на месте поэтому отлично, по мнению Дмитрия Сергеевича, если внедренная система предусматривает рассмотрение жалоб на разных уровнях, допускает параллельное распределение функций.
— Это позволит не ждать «царёв указ», а действовать сразу, максимально быстро применять готовые алгоритмы, возможно, использовать в обращениях кодовые слова, чтобы ребенок мог кратко максимально быстро описать свою ситуацию, как это происходит с жертвами домашнего насилия — особый знак рукой, сигнал Вероники . Конечно, такие сообщения должны проверяться на подлинность, поскольку известно, что дети могут пошутить и их чувство юмора временами весьма специфично, но уж лучше десять раз проверить, чем один – фатально ошибиться.
Ирина Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета , доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета подчеркивает: идея хорошая, лишь бы не было перегибов. Например, если ребенок заступится за себя, даст сдачи драчуну и задире, а на него нажалуются другие сверстники.
— Просветительская работа нужна не только детям, но и педагогам. Не все отличают буллинг от самозащиты, — предупреждает Ирина Александровна . – А еще, когда понадобится помощь, поверьте, не все обратятся к школьному психологу. Есть много людей, которые боятся, что их посчитают жертвой, потому что в нашей ментальности принято многие проблемы решать тихо. Родители часто спрашивают, как травли вообще не допускать, чтобы помощи потом не просить. Отвечаю, объясняю: чаще проблема — не в детях, а в психологическом нездоровье целой организации . Важно не замалчивать проблему и не делать вид, что ничего не происходит, когда в учебном заведении есть хотя бы один пострадавший.
А что думаете вы, уважаемые читатели? Насколько, с вашей точки зрения, эффективны «антибуллинговые QR-коды»? Как быстро они помогут снизить число пострадавших от школьной травли?
Последние новости
В Поречье открыли движение по временному мосту через реку Москву для пешеходов
В деревне Поречье Рузского муниципального округа введён в эксплуатацию временный мост для пешеходов.
Парк Звенигорода приглашает на занятия скандинавской ходьбой
Фото: МедиаБанк Подмосковья/Ольга Шеметова Автор: Екатерина Сарычева Парк Звенигорода 1 и 2 апреля в 13:00 приглашает в амфитеатр на традиционные занятия по общефизической подготовке с элементами скандинавской ходьбы.
С 1 апреля в подмосковной Кашире началась запись детей в первый класс
Запись детей в первый класс стартовала в Подмосковье 1 апреля по месту регистрации.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения