Плазма и жизнь
В конце 2023 года вышла книга, посвящённая Вадиму Михайловичу Струнникову (1939 – 2019).
В конце 2023 года вышла книга, посвящённая Вадиму Михайловичу Струнникову (1939 – 2019). Ветеран Магнитки/ФИАЭ/ТРИНИТИ, ученик Арцимовича, большой ценитель живописи и музыки, участник Троицкого хора ветеранов… Дочь Анна Рудакова-Струнникова и коллега по ТРИНИТИ Нина Алексеева собрали воедино воспоминания о нём.
Судьба Струнникова собрала всё яркое и драматичное, что было у поколения «детей войны». Классический советский физик-интеллигент: скромный, увлекающийся, с желанием во всём дойти до сути. А по «внутреннему возрасту», как не раз говорил сам Вадим, он всегда оставался 18-летним мальчишкой. Поэтому и на обложке книги его скульптурный портрет из детства…
Родился Вадим 18 апреля 1939 года в Ленинграде. По отцовской линии – из кашинских купцов. В семье была трагедия – первый сын, Фёдор, скоропостижно умер в 14 лет от скарлатины. Друзья уговорили родителей, которым было за 40, решиться ещё на ребёнка. «Я –Прóшенька» – говорил о себе Вадим. Потом война, блокада… Отец Михаил Фёдорович – химик, профессор Политеха, работал, родители отдавали пайки сыну. В марте 1942-го семью эвакуировали, и в пути, на станции Арчеда под Сталинградом отец умер от истощения. А за ним, в больнице, и мать. Вызванная срочной телеграммой двоюродная тётя Мария Алексеевна Струнникова вывезла его из горящего Сталинграда в подмосковное село Михнево. А в 1945-м – и усыновила. Вадим так ослаб, что до пяти лет не мог ходить, только ползал. Зато потом стал спортсменом-отличником, школу окончил в 1956 году с золотой медалью. Поступил на физфак МГУ. А там – песня «Дубинушка», опера «Архимед», поездка на целину в 1957-м. Вадим Струнников был в числе первых 339 стройотрядовцев! Он стал комсоргом курса, вошёл в сборную МГУ по лыжам.
«И прёт, и прёт. А на усах – сосульки!» – вспоминали друзья. Там познакомился с будущей женой Людмилой Коноваловой, одной из сильнейших лыжниц МГУ, а потом – и Троицка. Друзья прозвали её «Шустрик»…
И с наукой ладилось. Дипломным руководителем был академик Арцимович. «Очень серьёзно относился к учёбе, проявил себя вдумчивым и трудолюбивым экспериментатором… Самостоятельно рассчитана, смонтирована и налажена специальная электронная схема управления установкой», – гласит подписанная им характеристика.
В 1963-м, после вуза, Людмила распределилась в троицкий ИЗМИРАН, через два года аспирантуры туда же попал и Вадим.
В 1969-м они поженились, спустя год появился сын Ваня, ещё через год – Миша, а в 76-м долгожданная дочь Аня. В 1970-м Струнников переходит в Магнитку в лабораторию гидродинамики плазмы (позднее – отдел магнитных систем) под руководством Юрия Скворцова. Тогда учёных с их детищем – плазменным ускорителем МК-200 – как раз перевели в Троицк из головного института. Одно из направлений – плазменные космические двигатели. Другое – моделирование плазменных нагрузок на первую стенку термоядерных реакторов. В 1992-м Струнников был в Америке в командировке, связанной с первыми шагами ИТЭР. Но главная, волновавшая его всю жизнь тема – повышение прочности металлов (например, свёрл) путём обработки плазмой. Он создал свою установку МКТ (Магнитный компрессор технологический).
«А если плазмой сюда стрéльнуть, то металл становится прочнее!» – так «на пальцах» Струнников описывал её работу детям.
«Начались широкие исследования на заводах и в лабораториях, – писал он в статье. – На АЗЛК была снята проблема рулевой тяги, в «Славнефти» – резьбы часто перебираемых труб. Вдвое дольше работали штампы, фильеры, режущий инструмент и подшипники. Ту-204 летал на наших «термоядерных» ногах», – писал Струнников. Были и работы для космоса: плазмой обстреливали разные варианты обшивки космического челнока «Буран».
В 1986 году учёный защитил долгожданную (600 страниц!) кандидатскую. А в 1988-м случилась трагедия. От опухоли мозга в одночасье ушла Людмила. Дети осиротели. 10 лет спустя Вадим снова женился – на профессиональном режиссёре Марине Яновне Домбек. И вновь болезнь, которая приковала жену к постели, а он ухаживал за ней до конца. Когда и Марины не стало, Вадим перенёс на ногах инсульт… В 2016-м Струнников снова произнёс свою любимую фразу: «Уточки должны быть парами» и позвал детей и друзей на третью свадьбу – с троицкой художницей Натальей Коньковой. Она разделила с Вадимом и радости, и последние горестные месяцы. Рак лёгких… Лечение не помогло. Летом
2019-го, уже зная, что идут последние дни, Струнников дорабатывал фамильное древо, дописывал научную статью, из последних сил выбрался 6 июля на встречу с друзьями-стройотрядовцами. 8 июля уволился из института по соглашению сторон. 14-го ему стало совсем плохо. От «скорой» отказался. «У меня завтра последний рабочий день. Я должен сдать пропуск!» – сказал он жене.
Пропуск остался при нём.
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото из архива
Последние новости
Капитальный ремонт фельдшерско-акушерского пункта в Дмитровском округе
Важный шаг к улучшению медицинского обслуживания местных жителей.
Жалоба на действия администрации Красногорска
Комиссия Управления приняла решение по делу ООО «МЕГАПОЛИС».
Россети Московский регион оштрафованы на 600 000 рублей
Московское областное УФАС России приняло решение о наложении штрафа на компанию.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.