Исток её жизни: 96-летняя фрязинка Тамара Александровна Лукашина рассказала о прожитых годах
Фрязинка Тамара Александровна Лукашина в апреле отметила свой 96-й день рождения.
Фото из домашнего архива
Продолжение. Начало читайте, пройдя по ссылке: https://clck.ru/hh7ys
Возвращение
– Без матери мы с сестрой Зиной жили в Ташкенте три с половиной года. Потом, когда директора нашего направили работать в министерство, он пообещал, что перевезёт нас в Москву, чего бы это ему ни стоило. И через несколько дней сделал вызов. Мы тут же собрались и через три дня уехали, потому что это была единственная возможность выбраться оттуда. Без вызова билет на поезд купить было нельзя. Ехали мы семь дней. Нам освободили место на третьей полке, где у людей вещи стояли, и мы привязывались ремешками к отопительной трубе, чтоб не упасть, и так спали. Это был 46-й год.
Кода мы с сестрой вернулись, её почти сразу удалось устроить табельщицей на завод, где на тот момент работали папа и мама. Отец уже демобилизовался и руководил зверохозяйством, где держали коров, чтобы снабжать молоком детские сады.
А у меня сложности с пропиской возникли. Она была ташкентской, и на работу с ней не брали. Я дважды ездила в министерство, чтобы решить этот вопрос, но неудачно. На третий раз поехала. Сижу, плачу в приёмной, думаю, если не подпишут, придётся снова в Ташкент ехать. Пока ждала, увидела директора нашего бывшего, который помог уехать из Узбекистана. Все эти годы он нам с сестрой как отец был, заботился, опекал. Он бумаги нужные передал министру, и тот подписал. А люди и по 10 лет не могли выехать из Ташкента – не отпускали. На предприятии некому ж работать. Та часть завода, что эвакуировалась в 41-м, так там и осталась. Директором стал начальник нашего цеха. А здесь, во Фрязине, уже новые приборы начали делать – клистроны, магнетроны. Я, получив прописку, устроилась на завод. Ни в школе, ни в садике детском мест тогда не было.
Без права на отпуск
Продолжив трудовую деятельность на «Истоке», Тамара Лукашина получила второе образование – уже техническое. Работала инженером, экономистом, долгое время руководила отделом сбыта, почти 20 лет являлась членом парткома, неоднократно получала благодарности от руководства. Её фотография не сходила с доски почёта. Предприятие режимное, но рабочий день Тамары Александровны был ненормирован: приходила к восьми, а уходила зачастую далеко за полночь.
– Ко мне очень хорошо относился Сергей Иванович Ребров. От него одни благодарности получала. Никогда в жизни он на меня голос не повышал. У меня даже домашний телефон его был. И он мне часто звонил по рабочим вопросам. Когда я работала начальником отдела сбыта, то 15 лет не была в отпуске. И вдруг мне Иван Михайлович Панас говорит, что в этом году летом мне отпуск дадут. Сестре на радостях позвонила. У неё ноги сильно болели, а в санаторий поехать она не могла, потому что пятилетнюю дочку не с кем оставить было. Сказала ей, чтобы она брала путёвку, а я посижу с ребёнком. Мне привезли Ларису. Но заявление на отпуск руководство так и не подписало, потому что появились задачи, которые кроме меня решить никто не мог. Стала просить, чтоб ребёнка пропускали со мной на работу. Этого мне не разрешили, зато племянницу устроили в пионерлагерь. И так Ларисе там понравилось, что она каждый год потом в лагерь этот просилась.
Когда уходила на пенсию, мне уже за 70 лет было. Александр Николаевич Королёв, директор, подписал приказ, чтоб мне за 15 лет выплатили компенсацию. Но шёл 97-й год, и деньги, которые в советское время были огромными, превратились в гроши. Работала без заместителя. А когда ушла на пенсию, на моё место 4 мужчин пришли, и ещё женщина – впятером делали то, с чем я одна справлялась.
Замуж Тамара Александровна так и не вышла. Прожила всю жизнь со своими родителями. Помогала сёстрам.
Секрет долголетия
Когда люди узнают, сколько Тамаре Александровне лет, часто спрашивают, в чём секрет её долголетия. Перешагнув рубеж десятого десятка, она прекрасно выглядит, ежедневно гуляет, сама готовит и убирает в квартире.
– Во-первых, никогда не курила и не пробовала даже. Алкоголь практически не пью – если глоток вина по праздникам. По пустякам не нервничаю. Даже на своих подчинённых, что бы ни происходило, ни разу голоса не повысила. И самое главное – переедать не надо. Только завтракаю и обедаю. А вечером – фрукты или чай вместо ужина. И потом всегда много двигаюсь. Только этой зимой не выходила на улицу, потому что в прошлом три раза падала. Просыпаюсь где-то часов в шесть. В постели руки массирую, лицо, потом тысячу шагов по комнате делаю. Завтракаю. Посмотрю, какая погода, как мне одеться, и часа два гуляю. Сейчас хожу с двумя палочками. Потихоньку. 8 тысяч шагов я должна проходить обязательно. Я их считаю. Иначе буду ни на что не способна. Племянницы мои – Марина и Лариса – ко мне приезжают часто. Не бросают меня. Продукты закупают. И семья тут у нас в подъезде тоже мне помогает. Даже обеды иногда привозят. Так что я не забыта.
Источник: http://infryazino.ru/novosti/lyudi_nashego_goroda/91199_istok-eyo-zhizni-96-letnyaya-fryazinka-tamara-aleksandrovna-lukashina-rasskazala-o-prozhityh-godah
Последние новости
Штраф для ООО «Сфера воды» за нарушение прав на товарные знаки
Московское областное УФАС России наказало компанию за незаконное использование товарных знаков.
Проверка прокуратуры Московской области: защита прав работников в фокусе
Московская область усиливает контроль за соблюдением трудового законодательства.
Прием граждан в Раменском: работа прокуратуры и правозащитников
Горожане получили консультации от представителей власти и правозащитных организаций.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку