«Культурные» санкции и русофобская истерия
Русофобская истерия и мания санкций в западном мире направили свое острие и на российскую культуру.
Русофобская истерия и мания санкций в западном мире направили свое острие и на российскую культуру. Уже через сутки после начала спецоперации стало известно, что концертный зал «Карнеги-холл» отменил гастроли российского пианиста Дениса Мацуева и дирижёра Валерия Гергиева в Нью-Йорке. Затем мэр Милана Джузеппе Сала призвал Гергиева осудить действия России в отношении Украины. После отказа Гергиева последовал разрыв контракта между музыкантом и театром «Ла Скала». Сотрудничество с Валерием Гергиевым прекратили Мюнхенский филармонический оркестр, Баварская государственная опера, Венский филармонический оркестр.
«Культурные» санкции коснулись и российской оперной певицы Анны Нетребко. Миланский оперный театр «Ла Скала» отменил участие народной артистки РФ Анны Нетребко в мартовских спектаклях. В театре объяснили это болезнью певицы. Нетребко в своём инстаграме написала, что это ложь и она абсолютно здорова, но на спектакли не приедет. Баварская опера также прекратила сотрудничество с оперной дивой из-за отсутствия публичного осуждения военной операции на Украине.
Есть и другие примеры «культурной» русофобии. Например, Каннский кинофестиваль запретил участие официальной российской делегации в 2022 году. Но, конечно, переплюнуть всех в своём русофобском рвении пока удалось Греции. Там ни много ни мало наложили санкции… на музыку Петра Ильича Чайковского, потому что он русский! По сообщениям местного Министерства культуры и спорта, произведениям Чайковского запрещено появляться в Греции. Правда, пионерами были США, где «Щелкунчика» посчитали расистским и унизительным, и Германия, где в Берлине накануне нового 2022 года балет «Щелкунчик» был и вовсе запрещен.
В своем выступлении 16 марта глава государства подчеркнул, что сейчас во многих странах запада людей подвергают травле лишь за то, что они родом из России. Им отказывают в оказании медпомощи, лишают работы, а детей выгоняют из школ. «Запрещают русскую музыку, культуру и литературу», - уточнил Владимир Путин. Он добавил, что запад теперь действует по-хамски и показывает свою истинную натуру. Это правда.
Но более ужасно то, что санкции в отношении русской музыки, и куда более обширные, уже десятилетиями осуществляются внутри самой России… В подавляющем большинстве российских эфиров в общественных пространствах русская национальная музыка в ее историческом аспекте запрещена. Вы удивлены? А вы прислушайтесь в Дубне к тому, что звучит в трансляциях местных российских радиостанций, на большинстве каналов российского телевидения, в общепите и в магазинах. А российский интернет? Вдумайтесь только. Российская компания «Яндекс» признана Государственной Думой стратегическим предприятием по трансляции информации. Что же транслирует это стратегическое предприятие в сфере музыки? Зайдите на портал «Яндекс.Музыка». В сонме «вечных» и «новых» хитов, популярных плейлистов и всего прочего вы не отыщете ни русской песни, ни русского романса, ни национальной инструментальной и танцевальной музыки, ни песен советского периода, ни богатейшей отечественной хоровой культуры, ни Глинки, ни Чайковского, ни Рахманинова, ни Прокофьева, ни Свиридова… В оскопленном современными музыкальными «поставщиками» сознании молодых пользователей этого всего вообще не было. Как и не было в истории мировой музыкальной культуры Вивальди, Баха, Верди, Бизе, Брамса, Листа, Шопена… Зато на том же Яндексе в разделе «Об истории и искусстве» вам подробно расскажут о трусах и бюстгальтерах. Это же целенаправленное оболванивание детей и молодежи.
В настоящее время музыке принадлежит особая роль в формировании внутренних корней национальной идентичности в связи с современными технологиями ее распространения и возможностями восприятия. Но при этом с ранних детских лет впечатления в сфере музыки в России в последние десятилетия определяет современная попса, причем по большей части англоязычная. Ухо российского ребенка обречено постоянно находиться в сфере этого мутного потока, в том числе и потока разнузданной российской попсы, к национальному искусству отношения не имеющей. Причем целенаправленно сконцентрированное на попсе русло господствующего музыкального потока зачастую определяется хозяевами сетевых фирм, не проживающими в Дубне и даже не проживающими в России. Почему им на откуп отдается право влияния на сознание все новых и новых поколений российской молодежи, ибо каждый человек в своих взглядах и приоритетах формируется окружающей его средой.
Национальный интонационный код русской музыкальной речи исчезает, а чужеродное, привнесенное становится родным. Очень показательно в этом отношении с неимоверной помпой проходящее на первом канале шоу «Голос. Дети». Почему российские Ульяны, Анны, Ксении, Елизаветы, Марии, Елисеи и другие Иваны да Марьи на российском телевизионном шоу поют англоязычные эстрадные песни? Да потому, что это их музыкальный идеал, их музыкальная родина. Они так воспитаны. В России!? Я уже не говорю об организаторах всего этого и о членах жюри, млеющих перед камерами от культурной экспансии.
Хочу сразу оговориться, что я не выступаю ни за какие-либо ограничения и запреты. Совершенно нет. Я выступаю за суверенное право русской культуры, русского национального музыкального искусства и музыкального искусства многочисленных народов нашей страны полнокровно, широко и равноправно быть представленными в России. И не просто представленными, а представленными приоритетно. Национальное наследие должно стать основой коммуникации граждан России в сфере музыки, так же, как и русский язык является основой словесной коммуникации, несмотря на массовое увлечение изучением иностранных языков… В этом основа суверенитета нашей страны.
Возвращаясь к именам прославленных во всем мире музыкантов, вместе с чувством глубокого сожаления по поводу санкций, хочу подчеркнуть их обратную направленность, ибо тем самым Европа и США лишили себя участия столь выдающихся деятелей искусств в культурной жизни своих стран. Зато россияне смогут чаще наслаждаться искусством великих Мастеров. Другой вопрос, а что значат имена Гергиева, Нетребко, Мацуева или Темирканова, Курентзиса, Спивакова, Башмета… для современной российской молодежи, ориентированной на музыкальный примитивизм. Жаль. Ведь они - будущее России.
Евгений Ставинский, художественный руководитель и главный дирижер Дубненского симфонического оркестра
Фото РИА новости
Последние новости
Штраф для ООО «Сфера воды» за нарушение прав на товарные знаки
Московское областное УФАС России наказало компанию за незаконное использование товарных знаков.
Проверка прокуратуры Московской области: защита прав работников в фокусе
Московская область усиливает контроль за соблюдением трудового законодательства.
Прием граждан в Раменском: работа прокуратуры и правозащитников
Горожане получили консультации от представителей власти и правозащитных организаций.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку